Дарья Ермакова, мать четверых детей, педагог с 20-летним стажем, сооснователь и директор издательства «Простые Правила», автор более 20 настольных игр, в которые играют по всему миру, рассказывает про то, как была создана настольная игра, развивающая эмоциональный интеллект. Ниже – краткий конспект и видеозапись лекции.
Принципы игр издательства «Простые правила»:
- Игры для семьи, взрослым тоже интересно играть, но в центре – потребности ребенка;
- На изучение правил не уходит много времени, они создают рамки, в которых ребенок может развивать самые разные способности – и интеллектуальные, и эмоциональные;
- Привлекательный дизайн.
Связь натолок и чтения:
- Игры на обучение чтению. Примеры: «Читачки» (составление слов из частей), «Зверобуквы» (сопоставление слова и звука);
- Настольные игры – переход от свободной игры к чтению. Это еще игра, то есть у ребенка много возможностей проявить себя по-разному, но она уже знакомит ребенка с некоторыми рамками, ограничениями;
- Развитие навыков, необходимых ребенку для чтения (концентрация, саморегулирование, память).
Общее у настолок и книг:
- Компоненты, формат (внешнее сходство, есть обложка, иллюстрации, текст);
- Приятное совместное семейное дело (можно вместе играть, а можно – читать);
- Эмоциональное проживание (в книге – индивидуальное, в настольной игре – совместное, проживание выигрышей и проигрышей так, чтобы остальным было комфортно);
- Воспитание, глубина воздействия (много моментов в поведении можно заметить и откорректировать).
Отличие настолок от книг:
- У игрока больше авторства, чем у читателя, от действий игрока многое зависит;
- Равноправное участие самых разных людей, т.к. правила всех ставят в одинаковые условия;
- Больше общения, эмоций.
Игра «Эмпатика»
В игре имеются карточки-ситуации, например «Тебе сделали подарок, который тебе не нравится». И карточки с результатами: «Ты съязвил», «Впал в истерику», «Обнялся с дарителем». Задача игроков – найти эмоцию, которая привела от ситуации к результату.
Сложности на этапе создания игры:
- Эмоции не поддаются оценке, нет плохих и хороших эмоций, но игра требует критериев оценивания. Решение: побеждает пара игроков, у которых совпала выбранная ими эмоция;
- Игра быстро надоедает. Решение: 100 карточек с завязками, еще 100 – с развязками, в итоге очень много разных игровых ситуаций образуется при их сочетании;
- В игре не хватает индивидуальности. Решение: добавлены карточки с личными вопросами, в которых нужно угадать, какая реакция возникает у конкретного игрока в определенной ситуации.
Виды игротек:
- Разовые (как часть другого мероприятия);
- Постоянные (в формате кружка с педагогом);
- Семейные.
Разовые игротеки – большое количество участников, которые то присоединяются, то уходят. Поэтому нужно очень быстро объяснять правила, в идеале сразу на примере. Нужны короткие игры, партия максимум 15-20 минут, чтобы люди успели доиграть и получить эмоции.
Постоянные игротеки – нужно безопасное пространство, поэтому важно проговаривать правила поведения, следить за соблюдением правил игры, обсуждать отношение к победам и проигрышам. Дети должны до начала игры внутренне согласиться с правилами. После окончания игры нужно отметить личные достижения каждого игрока. Педагог обеспечивает сочетание индивидуального подхода и соблюдения справедливости.
На игротеках с постоянным составом участников можно повторять одну и ту же игру много раз, если у детей есть на нее запрос. Но у участников должно быть разнообразие выбора по темам и механике игры.
Также возможна интеграция игр в уроки:
- Как приз в конце урока;
- Как проверка знаний, устная контрольная;
- Игрофикация как мотивация (выполнил задание – можешь сделать ход в игре);
- Глубокая интеграция, существуют игры, которые помогают объяснить тему. Например: «Числиус» на тему «Состав числа» в первом классе.
Семейные игротеки – вид семейного досуга, подразумевающий много общения.