«Школа чтения» для профессионалов: конспекты лекций

30-31 мая 2023 года в рамках профессиональной программы праздника чтения «День Ч» прошла «Школа чтения» для профессионалов – педагогов и библиотекарей из Иркутска, Усть-Кута, Киренска. С участниками семинара встретились эксперты детского чтения из Москвы Елена Романичева и Анна Тихомирова.

Читательские практики неформального литературного образования

Спикер: Елена Романичева, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук

Образование бывает:

  • Формальное (упорядоченное, официальный документ после окончания);
  • Неформальное (для школьников начинается после окончания уроков в школе);
  • Информальное (в течение всей жизни, получаем незаметно для себя).

Уроки литературы имеют отсроченный результат, и заключается он в том, читает человек после окончания школы или нет.

Форматы чтения:

  • Чтение книги;
  • Прослушивание аудиокниги (исторически чтение возникло как аудирование);
  • Цифровое чтение (требует навыка не только чтения, но и нахождения и оценки релевантности источника).

Практики социального чтения

«Книжные приятели»

Книгу читают вместе несколько человек. Они договариваются, в каком темпе читают и как часто встречаются для обсуждения.
Эта практика подходит детям, испытывающим трудности с чтением. Возможно, один из приятелей будет старший по возрасту волонтер. Задача библиотекаря – подобрать книгу, подходящую для всех участников чтения.
Практика подходит взрослым, когда необходимо восстановить привычку к чтению после длительного перерыва, при когнитивных нарушениях, например, после ковида, для чрезвычайно занятых.

Необычный читательский дневник

Примеры:

  • Выразить чувства от чтения цветом и линией;
  • Автопортрет читателя в разные дни, когда читалась книга.

«Встречное движение»

Собираются взрослые и дети (3-5 класс). Этапы:

  1. Совместный мозговой штурм: про что могут быть детские книги. Формируется список тем.
  2. Участники разделяются на несколько групп (от 3 до 5 групп, не меньше 3 человек в каждой группе). В каждой группе либо только взрослые, либо только дети. Каждая группа составляет список книг на каждую тематику. Взрослые называют книги, которые читали в детстве, дети – современную литературу;
  3. Работа в парах «взрослый-ребенок». Участники в паре не должны быть родственниками или близкими знакомыми. Совместно в парах выбирают по одной главной книге каждой тематики;
  4. Из выбранных парами книг формируется список книг на лето. Взрослые обязуются прочитать хотя бы один совет детей, дети – взрослых.

«Закладка от ровесника»

Дети делают закладку для понравившейся книги. На ней описывают книгу в трех словах и одном предложении, отмечают закладкой самый захватывающий момент книги.

Календарь «12 книг»

Придуман и издается в гимназии из города Пермь. Каждый класс выбирает и предлагает книгу для голосования. Проводит ей рекламу, коротко рассказывает, о чем книга, почему важно ее прочесть, делает рисунок. Проходит голосование, по результатам которого выбирается 12 книг для календаря.  
В 1 полугодии проходит составление календаря, во 2 полугодии работа с книгами из него – книжные клубы, спектакли и т.д.
Можно начать такой проект в рамках параллели. Например, 7 класс выбирает книги для шестиклассников.

«Музей проживания книги»

  • Социальное чтение книги;
  • Каждый предлагает визуализацию любого образа из книги в любом формате;
  • Экспозиция, совместное продумывание ее размещения;
  • Создание музейных этикеток;
  • Проведение экскурсий для разных возрастов;
  • Возможно создание аудиогида, путеводителя, мерча.

Для этого проекта важно выбрать небольшой, но яркий текст. Проект отлично учит вчитываться в текст.

Как сделать библиотеку партиципаторной

Спикер: Елена Романичева, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук

Инфраструктура чтения от читателя-субъекта

Необходимо:

  • Время;
  • Пространство;
  • Доступность (свобода выбора литературы);
  • Читательская коммуникация (возможность высказываться, говорить, писать, рисовать, играть по поводу прочитанного);
  • Мотивация к чтению.

В работе «Партиципаторный музей» Нина Саймон сформулировала идею: чтобы человеку в музее было интересно, он должен с музеем взаимодействовать. Этот опыт был перенесен на библиотеки.

Партиципация – то, что создается вместе.
Партиципаторная культура – культура участия, когда каждый верит, что его вклад имеет значение, становится созидателем.

Принципы работы партиципаторной библиотеки:

  • Отношение ко всем как к субъектам;
  • Свободный доступ к книгам;
  • Пре/кофигуративность (старшие учатся у младших, младшие – у старших);
  • Событийность (у детей и подростков сейчас достаточно развлечений, но нехватка событий – проживания чего-то совместно);
  • Инклюзивность.

Типы школьных библиотек:

  • Библиотека-класс (по образцу читальных залов, первые подвержены рискам закрытия, когда школе нужны дополнительные помещения для других целей, так как в них редко находятся дети);
  • Библиотека-убежище (место, где можно уединиться, у детей в школе есть в этом потребность);
  • Библиотека-тематический парк (например, названия вместо номеров аудиторий, у детей появляются вопросы, откуда они возникли, заинтересованность).

Чего не хватает школьным библиотекам:

  • Дидактические материалы по разным предметам (тексты, дополняющие учебник, качественный нон-фикшн) и методическое сопровождение к ним, чтобы учителя могли включать их в работу на уроке;
  • Творческие, проектные работы учащихся, чтобы они продолжали работать и после их создания;
  • Артефакты (коллекции).

Фонд библиотеки должен быть доступен, так посетители библиотеки чувствуют, что им доверяют, и им приятно находиться в такой атмосфере.

Событие в библиотеке

В отличие от мероприятия, его не организуют, а режиссируют, оставляют пространство для импровизации. Результат события – открытие чего-то нового для себя и в себе каждым участником.

Соучастные практики в библиотеке:

  • Проектирование пространства вместе с посетителями. Вопрос: что вы хотите видеть в библиотеке?
  • Практики социального чтения. Примеры: путеводитель для ровесника, дети составляют сборник рекомендаций; книги, сделанные детьми, которые могут почитать другие посетители библиотеки; хэштеги, которые дети наклеивают на книги, по темам и личному отношению к книге.
  • Выставка книг. Вопросы при организации выставки книг: Зачем? Какая цель? Где? (место, где многие смогут ее увидеть) Кому адресована? Будет ли у выставки герой? Что дети будут делать на выставке? (квест, квиз, опрос (например, с помощью стикеров разных цветов, хочу/не хочу прочитать)).
  • Производство читательского контента (например, «педагогическая открытка», учителя пишут текст в объеме, который мог бы поместиться на почтовой открытке, с идеями, как можно использовать эту книгу в уроках).
  • Творческое чтение.

Эмоциональный интеллект и чтение

Спикер: Анна Тихомирова, подростковый психолог, преподаватель Московского психолого-педагогического университета

Вопрос родителям в начале разговора: «Для чего ребенку нужно читать?» Самый популярный ответ: «Чтобы больше знать».
Слова про удовольствие и понимание себя озвучиваются в последнюю очередь. Но книга сейчас – не основной источник знаний, и у книги имеются и другие смыслы.

Психологические схемы связи книг и сути человеческого развития

  1. Мысли;
  2. Поведение;
  3. Эмоции.

Три угла треугольника постоянно воздействуют друг на друга. Педагогика часто работает только с 1 и 2 частью, а к 3 относится как к побочному эффекту.
Педагог наблюдает эмоции, но не ставит целью повлиять на них. При этом любое событие в жизни ребенка влияет на 1 и 3 часть, а уже они оказывают влияние на поведение.

Социально-эмоциональный интеллект (связка 1 и 3) состоит из того:

  1. Что человек знает об эмоциях в теории;
  2. Как он понимает свои эмоции, осознает, что чувствует в данный момент;
  3. Насколько он умеет управлять своими эмоциями.

Схема развития

Сначала возникает эмоция (человек должен захотеть чего-то добиться, ощутить потребность). Потом эмоция толкает человека к овладению каким-либо навыком.

Система развивающего обучения – сначала ставим ребенка перед желанием решить проблему, только потом помогаем ему найти и овладеть инструментами, необходимыми для ее решения.

Работа с книгой строится по тому же принципу: сначала книга вызывает эмоцию, потом читатель решает что-то из нее для себя взять.

Типы книг

Книги, где эмоции называют словами

Примеры: «Азбука эмоций», «Моя книжка злится»
Важно, чтобы в таких книгах никаким образом не звучало, что какие-либо эмоции плохие.

В качестве таких книг может работать сказка, если во время чтения задать ребёнку вопрос: «Почему герой так поступил? Что он чувствовал?» и назвать эмоцию.
При этом родитель или педагог не должен давать ответ (называть эмоцию) до того, как был озвучен вопрос и ребенок попробовал на него ответить.

Книги, которые учат понимать свои эмоции

Любые книги, которые вызывают эмоции у читателя, позволяют посочувствовать, сопереживать.
Вопрос, который задаем ребенку: «Что ТЫ чувствовал, когда это читал?» Важно, что на этот вопрос нет неправильных ответов.

Сейчас мы формируем культуру, которая не позволяет решать за другого человека, что он чувствует, больше принятия и уважения.
Впервые в литературе ребенку позволили чувствовать, что он чувствует, а не то, что ему предписывается чувствовать, только в XX веке (Корчак, Линдгрен).

Ребенок учится сопереживать героям через совместное чтение, когда видит эмоции родителей. Здорово, когда в книге описывается ситуация, знакомая ребенку на личном опыте.

Примеры книг: книги про Весту-Линнею Туве Аппельгрен.

Книги, воздействующие на эмоции, помогающие управлять собственными эмоциями

  • Стихи – влияют физиологически, с помощью ритма;
  • Книги с иллюстрациями, на которых множество деталей – помогают управлять вниманием, тренировка сосредоточенности;
  • Чтение много раз одного и того же – позволяет почувствовать стабильность (у взрослых есть планы на день, неделю, а у дошкольника нет понимания, что будет дальше, нет ощущения времени, и чувство предсказуемости он получает, переслушивая знакомую историю) + это учит овладевать сильными эмоциями (снова и снова перечитывая страшный отрывок, ребенок учится овладевать своим страхом);
  • Книги-убежища, фэнтези, помогают справляться с сильными эмоциями в жизни;
  • Книги-инструкции – дает алгоритм действий. У героя возникает какая-либо очень понятная эмоция, и он действует определенным образом.

Но никакая книга не работает сама по себе, она только посредник в выстраивании диалога.