Предлагаем прогуляться по страницам книжной истории. Узнать, какими были первые книги, первый письменный язык, первая бумага и кто изобрёл первый печатный станок. А кроме того, побываем в настоящей редакции, узнаем, кто и как делает книги для того, чтобы они оказались у нас в руках, открывая двери в тысячи миров.
Книга Юлии Ивановой «История книги. Страница за страницей» (издательство «Настя и Никита») доступна для чтения по ссылке. Вы можете придерживаться предложенного нами плана и/ или дополнить его своими идеями и задумками.
Сценарий разработан Дарьяной Кротовой.
Вводное задание
Предложите участникам занятия несколько упражнений на память. Например, запомнить, какие предметы находятся перед ними, затем отвернуться и восстановить последовательность по памяти. Сначала предлагать посильные задачки, затем резко увеличить сложность.
Когда ребята поймут, что не смогут за 30 секунд запомнить 20 предметов, предложить им найти решение – как сохранить эту информацию, если на память надежды нет? Подвести к тому, что так и появилась письменность и книги.
Вопросы и задания по ходу чтения
Ребята в командах придумывают как можно больше вариантов, на чем, кроме бумаги, можно сохранять информацию.
Стр. 3-9
Из книги дети узнают, на чем писали в разные времена в разных странах, что использовалось вместо бумаги. Им нужно угадать, чем писали вместо ручек и карандашей. Затем проверить свои предположения в книге. (У шумеров глина-острая палочка, в Древнем Египте папирус – тростниковая палочка, которую окунали в чернила, пергамент – краска, береста – «писало», которым выцарапывали буквы)
Стр. 4-5
Расшифровываем египетские иероглифы, предполагаем значение иероглифа по его внешнему виду (см. рабочие листы).
Стр. 10
Как вы думаете, где впервые появилась бумага? Из чего ее делают?
Стр. 11-12
Если есть возможность принести на занятие штампы, можно на практике попробовать «работу печатного станка».
Стр. 14
Как вы думаете, что такое буквица, чем она отличается от буквы?
Оформляем свою буквицу (см. рабочие листы). Сначала смотрим примеры. Участники выбирают шаблон буквы (контур, в котором много пустого места), оформляют ее так, чтобы по первой букве стало понятно, о чем пойдет речь в рассказе. Каждый представляет свою буквицу, остальные догадываются, о чем его рассказ.
Стр. 15
Из чего состоит книга. Каждый берет в руки любую книгу, преподаватель называет термин (форзац, фронтиспис, титульный лист и тд), дети пытаются угадать и указать на него на книге.
Стр. 16-20
Как вы думаете, люди каких профессий участвуют в создании книги? Чем занимается редактор? А верстальщик?
Стр. 22-24
Сейчас очень много самых разных книг. Зачитываем определение комикса, виммельбуха, аудиокниги. Ребята догадываются, о чем идет речь. А какая самая необычная книга есть у вас в коллекции?
Творческое задание
Играем в издательство.
Дети в командах решают, какую книгу они хотят создать (виммельбух, комикс, может быть, аудиокнига).
Распределяют роли и обязанности. Мастерят свою книжку.