Что делать, если ребенок не хочет дружить с литературой, ненавидит сочинения и приносит домой низкие отметки? Как привить любовь к чтению без насилия над личностью? Зачем нужен шелест бумажных страниц тем, кто родился в XXI веке? Рассказывает Римма Раппопорт – учительница русского языка и литературы, автор книги «Читай не хочу».
Краткий конспект лекции
Зачем ребенку читать?
- Чтение художественной литературы развивает эмпатию, критическое мышление, эмоциональный интеллект.
- Но самое главное – это удовольствие. Если ребенок читает не для удовольствия, а для других целей, ничто из вышеперечисленного не формируется. Мозг через «не хочу» не развивается.
Какие ошибки допускают взрослые?
- Пытаются подогнать реального ребенка под образ в голове (например, «ребенок должен любить читать классику»);
- Сравнивают с другими детьми;
- Выключаются из процесса детского чтения, как только ребенок научился читать сам (книга становится способом занять ребенка чем-то полезным, когда взрослым не до него);
- Не обращают внимания на то, что интересно самому ребенку, считают важным только то, что «должно быть интересно», по их мнению.
Лучшие друзья чтения – это?
- Положительные эмоции;
- Интересы ребенка (не хочет дочитывать какую-либо книгу – отложить, хочет читать одну и ту же 300 раз – разрешать);
- Свобода выбора (ребенок может обсуждать книги с консультантом в магазине, создавать свое книжное пространство дома, в котором будут именно его книги);
- Ритуал (например, чтение перед сном: для малыша ритуал – это «посредник» в контакте с родителями, не так важна сама книга, как общение со взрослым через нее).
Что помогает заинтересовать ребенка чтением?
- Среда (мероприятия, книжные клубы, книжные магазины);
- Горизонтальное воздействие (друг посоветовал ребенку «глупую» книгу), которое бывает гораздо эффективнее вертикального (взрослый заставил прочитать «умную»);
- Эффект поезда («цепляем» к уже существующему интересу ребенка, либо к книге, которая ему уже понравилась, что-то для него новое, но связанное с изначально любимой темой).
- Диалог (обсуждаем прочитанное, задаем хорошие вопросы: не «Что хотел сказать автор?» или «Сколько страниц сегодня?», а «Кто из героев тебе близок?», «Как думаешь, что случилось потом?»).