Мария Никитенко – специальный психолог, социальный педагог, один из авторов-составителей Каталога художественной литературы по развитию социально-эмоционального интеллекта, Навигатора и Хрестоматии художественной литературы по развитию личностного потенциала, Каталога Родитель XXI: книги о воспитании и развитии детей. В лекции Мария рассказывает, почему художественная литература – действенный, результативный и бережный инструмент для развития эмоционального интеллекта, как разные группы навыков эмоционального интеллекта отражаются в книгах. Ниже – краткий конспект и видеозапись лекции.
Эмоциональный интеллект – набор тренируемых навыков, то, чему можно научиться.
Группы навыков:
- Восприятие, оценка и выражение эмоций. Понимаю, как эмоции ощущаются в теле, зажим, уровень которого зависит от интенсивности эмоций. Примеры: жжение в груди, сжатие кулаков, зубов.
- Использование эмоций. Умею использовать свое эмоциональное состояние, чтобы увеличить продуктивность работы или отдыха.
- Понимание и анализ эмоций. Вижу причины появления своих эмоций, умею разделить клубок сложных эмоций.
- Сознательное управление эмоциями.
Примеры книг, способствующих развитию этих групп навыков:
- «Я так рассердился» Мерсер Майер
- «Игра в камешки» Мария Федотова, «Сказка о волне и художнике» Иван Айвазовский
- «Никто меня не любит» Ирина Зартайская
- «Я маму качаю» Анастасия Орлова
Безопасность и бережность книг как психологического инструмента:
- Управление – все в руках читателя, можно перестать читать, снизить или увеличить темп, перечитать;
- Опосредование – мы имеем дело с эмоцией не напрямую;
- Тренировка позиций восприятия.
Позиции восприятия:
- Я – со своей точки зрения (единственный доступный вариант для малышей);
- Ты – я понимаю, как ты влияешь на меня (появляется у младших школьников);
- Они – могу посмотреть на ситуацию своих отношений со стороны..
Московская центральная городская детская библиотека им А.П. Гайдара разработала продукты формата «Литература + эмоциональный интеллект»: каталог, хрестоматия и навигатор.
Каталог из 115 книг, сгруппированных по 4 возрастным группам и 5 группам навыков:
- Понимание себя;
- Управление собой;
- Понимание других;
- Управление отношениями;
- Принятие решений.
+ описание каждой группы, как они отражаются в художественной литературе, рекомендации по организации чтения дома.
Навигатор по навыкам XXI века.
Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала.
Включает в себя литературные кейсы:
- Описание сюжета;
- Экспертная оценка, обоснование, почему эта книга выбрана для развития эмоционального интеллекта;
- Вопросы для обсуждения по содержанию;
- Вопросы и задания для рефлексии (связь с жизненным опытом читателя);
- Упражнения и игры.
Хрестоматию можно использовать как:
- Ориентир в мире детской литературы;
- Помощника в подборе литературы под запрос определенной группы или определенного ребенка;
- Конструктор занятий.