Как связаны чтение и развитие эмоционального интеллекта? Какие книги помогают родителям и педагогам говорить о чувствах с детьми? Рассказывает Анна Тихомирова, подростковый психолог, преподаватель Московского психолого-педагогического университета.
Социально-эмоциональный интеллект
Книжный психолог использует книги в своей работе как инструмент, помогающий людям.
Не существует единого определения, отделяющего эмоции от чувств, но все специалисты соглашаются, что это очень значимая часть человеческой жизни, во многом определяющее качество жизни, поведение человека, самоощущение, взаимодействие с другими.
Без эмоциональной составляющей невозможны обучение и многие друге процессы.
Социально-эмоциональный интеллект – умение человека управлять связями в треугольнике «мысли-поведение-эмоции».
Социально-эмоциональный интеллект развивается в течение всей жизни, его можно развивать осознанно, а также поддерживать его развитие у детей.
Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей происходит скачками. Есть периоды, когда эмоциональное у ребенка становится самым важным, а в другие периоды оно отходит на второй план, тогда ребенок развивается как существо мыслящее и управляющее собой.
– 1 года до 3 лет – овладение предметными навыками, ребенок изучает, как устроен близлежащий мир.
– С 3 лет – формируются эмоциональные отношения со своими ролями, игра, эмоциональные и слабо рациональные отношения к различным поступкам.
– С 7 лет ведущей деятельностью становится учебная, следование образцу, отношения со взрослыми как с носителями знаний о внешнем мире.
– В подростковом возрасте чувства приобретают особое значение, попытки ответить на вопросы: кто я, какой я, как ко мне относятся. Иррациональность, решения принимаются на эмоциях. Хорошо, если к этому возрасту ребенок овладел базовыми знаниями об эмоциях. При низком уровне социально-эмоционального интеллекта возникают проблемы, у подростка отсутствует опора.
Задача взрослого – помочь ребенку присвоить свою эмоциональную сферу, наладить с ней контакт, научиться управлять своими эмоциями.
Книги – хороший инструмент для задач, которые встают перед ребёнком по мере развития социально-эмоционального интеллекта.
Типы книг
1. Вызывают чувства
Хороши, чтобы понять, какие бывают чувства. Формируют умение увидеть чувства и эмоции в себе.
При совместном прочтении взрослый может озвучивать те чувства, которые у него возникают.
Существуют книги, которые специально созданы для того, чтобы помочь нам ощутить определенную эмоцию, поделиться ей
(Астрид Деборт, Полин Мартен «Моя любовь», Сэм Макбартни, Анита Джерам «Знаешь, как я тебя люблю?»)
Но важно читать про любые чувства, в том числе и про грусть, и про злость. Принимать их и понимать, что любые эмоции важны
(Таллек Оливье, Брюн-Косм Надин «Большой Волк и Маленький Волк», Лестрад Докампо «Фабрика слов», Кристина Андрес «Как приручить волков»).
В таких книгах обычно много иллюстраций и мало слов.
2. Раскрывают понятия из мира эмоций, учат их определять и правильно называть
(Катарина Гроссман-Хензель «У меня такое чувство»)
Часто такие книги издаются в виде энциклопедий.
Важно, чтобы в них эмоции не разделяли на «плохие» и «хорошие».
3. Помогают разобрать сложные ситуации, вызывающие чувства
(Морис Сендак «Там, где живут чудовища» – помогает овладеть злостью; Оливье Таллек «Это мое дерево» – про границы и жадность; Серия книг Туве Аппельгрен про Весту-Линнею, Анна Пермякова «Поиграй с Мими»)
Выбор книги – исходя из актуальных задач ребенка.
Книга как подсказка, как справиться с эмоцией.
4. Показывает опыт выражения чувств
(Дрю Дэйуолт «Мелки объявили забастовку» – герои показывают, как можно заявить о том, что тебя не устраивает; Дарья Димитрова, Ольга Дергачева «Я кабан, а вы вонючки» – поиск приемлемого способа выразить злость; Питер Рейнольдс «Точка» – как управлять своим стеснением).
Чтобы ребенок не зацикливался только на своих чувствах, важно говорить с ним и о чувствах других, родителей, друзей.
Учимся сопереживать.