Художественная литература и эмоциональный интеллект

Мария Никитенко – специальный психолог, социальный педагог, один из авторов-составителей Каталога художественной литературы по развитию социально-эмоционального интеллекта, Навигатора и Хрестоматии художественной литературы по развитию личностного потенциала, Каталога Родитель XXI: книги о воспитании и развитии детей. В лекции Мария рассказывает, почему художественная литература – действенный, результативный и бережный инструмент для развития эмоционального интеллекта, как разные группы навыков эмоционального интеллекта отражаются в книгах. Ниже – краткий конспект и видеозапись лекции.

Эмоциональный интеллект – набор тренируемых навыков, то, чему можно научиться.

Группы навыков:

  1. Восприятие, оценка и выражение эмоций. Понимаю, как эмоции ощущаются в теле, зажим, уровень которого зависит от интенсивности эмоций. Примеры: жжение в груди, сжатие кулаков, зубов.
  2. Использование эмоций. Умею использовать свое эмоциональное состояние, чтобы увеличить продуктивность работы или отдыха.
  3. Понимание и анализ эмоций. Вижу причины появления своих эмоций, умею разделить клубок сложных эмоций.
  4. Сознательное управление эмоциями.

Примеры книг, способствующих развитию этих групп навыков:

  1. «Я так рассердился» Мерсер Майер
  2. «Игра в камешки» Мария Федотова, «Сказка о волне и художнике» Иван Айвазовский
  3. «Никто меня не любит» Ирина Зартайская
  4. «Я маму качаю» Анастасия Орлова

Безопасность и бережность книг как психологического инструмента:

  • Управление – все в руках читателя, можно перестать читать, снизить или увеличить темп, перечитать;
  • Опосредование – мы имеем дело с эмоцией не напрямую;
  • Тренировка позиций восприятия.

Позиции восприятия:

  • Я – со своей точки зрения (единственный доступный вариант для малышей);
  • Ты – я понимаю, как ты влияешь на меня (появляется у младших школьников);
  • Они – могу посмотреть на ситуацию своих отношений со стороны..

Московская центральная городская детская библиотека им А.П. Гайдара разработала продукты формата «Литература + эмоциональный интеллект»: каталог, хрестоматия и навигатор.

Каталог из 115 книг, сгруппированных по 4 возрастным группам и 5 группам навыков:

  • Понимание себя;
  • Управление собой;
  • Понимание других;
  • Управление отношениями;
  • Принятие решений.

+ описание каждой группы, как они отражаются в художественной литературе, рекомендации по организации чтения дома.

Навигатор по навыкам XXI века.

Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала.

Включает в себя литературные кейсы:

  • Описание сюжета;
  • Экспертная оценка, обоснование, почему эта книга выбрана для развития эмоционального интеллекта;
  • Вопросы для обсуждения по содержанию;
  • Вопросы и задания для рефлексии (связь с жизненным опытом читателя);
  • Упражнения и игры.

Хрестоматию можно использовать как:

  • Ориентир в мире детской литературы;
  • Помощника в подборе литературы под запрос определенной группы или определенного ребенка;
  • Конструктор занятий.