Какие темы отсутствуют или запрещаются в детской литературе, а что превращается в мнимое табу и служит поводом для бурных обсуждений? Рассказывает заведующая Лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук Екатерина Асонова.
Краткий конспект лекции
Взрослые воспринимают детство как волшебный период, для детей же он таковым не является.
Для них детство – это сложный период взросления. С некоторыми проблемами, с которыми ребенок сталкивается на протяжении своего взросления, ему может помочь детская литература.
Многие темы в детской литературе вызывают противоречивые реакции взрослых.
Это говорит о том, что детская литература развивается. Без конфликта невозможно написать художественное произведение, без него также невозможно любое развитие.
В этой лекции речь идет о «запретных темах в литературе». В отличие от табу, о которых общество вообще не готово говорить, на «запретные темы» ведутся активные дискуссии.
Запретные темы:
- Естественные физические проявления
В детской литературе тема фекалий часто поднимается не с художественной задачей, а с целью помочь взрослому и ребенку договориться, например, о гигиенических процедурах.
Книги помогают говорить с детьми о том, о чем не принято говорить вслух, спокойно и нейтрально (например, «Все делают это» А. Беловой, – о газах в организме человека). Способствуют преодолению страха и неприязни, принятию мира во всем многообразии (например, книги о паразитах).
- Тема смерти, потери
Книга помогает рассказать о том, с чем всем неизбежно приходится столкнуться, бережно (например, «А дедушка в костюме?» А. Фрид, «Самые добрые в мире» У. Нильсон).
В советской традиции воспитания не казалось недопустимым чтение детьми взрослых книг смерти («Гуттаперчевый мальчик», Д.В. Григорович). В дальнейшем взрослые, помня свой детский опыт чтения таких книг, пытаются оградить своих детей от темы смерти в литературе. Но взгляд детской литературы на смерть меняется. По этим изменениям можно проследить, как меняется отношение к смерти в обществе. Все чаще встречается отношение к смерти как к неизбежной части жизни.
- Проживание травмы
Подростковые книги о детях, столкнувшихся с чем-то травмирующим, помогают понять, как поддержать подростка в непростой ситуации, и каково это – быть таким подростком («Голос» Д. Доцук, «Доклад о медузах» А. Бенджамин).
- Телесность
Книги, посвященные этой теме, помогают внимательно относиться к своему телу и уметь говорить о нем. Для подростка важно увидеть в книге то, что он чувствовал, но не знал, как назвать.
Говорить о подростках, не упоминая тему телесности, невозможно. Она встречалась и в литературе советского периода («Тимур и его команда» А. Гайдар), но все чаще она становится центральной темой в современных произведениях.
Сейчас мы находимся в стадии выработки языка, которым можно говорить на сложные темы.
Книги на перечисленные темы создаются не ради провокации, а для помощи. То, что они появляются, доказывает, что люди готовы не вытеснять сложные темы из сознания, а почитать и подумать о них.