Маркетолог издательства «Самокат» Татьяна Миточкина рассказывает о книжках, которые помогут поговорить с ребёнком о чувствах и важности их проявления. Ниже – краткий конспект и видеозапись лекции.
Тема чувств и эмоций актуальна для читателей. Раньше она поднималась в рамках нонфикшн-литературы для педагогов и родителей о том, как работать с ребенком и его чувствами. Сейчас фокус смещается на разговор об эмоциях с детьми разных возрастов.
С малышами используем книги об их сверстниках и родителях.
Пример: «Поиграй с Мими» Анны Пермяковой. Конфликт между Мими и страшим братом. Девочка хочет играть, а брат работает. Книга показывает, как зарождается и растет гнев, вызывает конфликт, а затем – как происходит перемирие.
Задачи, которые стояли перед иллюстратором:
- Передать изменение настроения с помощью графики. По мере углубления гнева оттенки синего становятся темнее, а в конце, после примирения, появляется светлый желтый цвет;
- Во время ссоры детали окружающего мира отступают на второй план, акцент на героях, так как при сильной эмоции мы погружаемся в себя. А после окончания ссоры снова появляются окружающие детали.
Ребенок может листать эту книгу, не читая текста, и все равно поймет, о чем речь. Вместе с родителем ее можно прочитать, вспомнить пример похожей ситуации из жизни и обсудить ее.
«У меня такое чувство» Катерина Гроссман-Хензель
Раскрывает палитру чувств у ребенка на протяжении дня, показывает, как проявляются разные эмоции. Это важно обсуждать с ребенком, чтобы:
- Он понимал причины возникновения у него разных ощущений;
- Начинал обращать внимания на чувства окружающих (так происходит адаптация в обществе).
При работе с книгами про эмоции издательство консультируется с психологами.
Для самых маленьких
Серия «Эмокнижки» Рамадье Седрик, Винсент Боржо.
Показывает, какие внешние проявления у разных эмоций, и подсказывает, как можно поступать в разных ситуациях, чтобы помочь себе и другому. Веселые и простые, понятные.
Серия «Зверотерапия» Дарья Димитрова, Ольга Дергачева
О характерах и их влиянии на общение. «Морж как морж» – важно ценить свои качества и не преуменьшать их. «А вот я – тигр» – про то, что не стоит хвастаться. «Я кабан, а вы вонючки» – почему некоторые слова могут быть обидными.
Серия «Жадная белка» Таллек Оливье
«Это мое дерево» – тема собственничества и личных границ. «Это точно последняя» – про накопительство, умение расстаться с вещами. «Не хочу быть белкой» – про самоопределение.
Для подростков
Помощь в поисках ответов на их вопросы внутри себя, анализе своих действий, борьбе с комплексами.
Комиксы «Лу» Нель Жульен
Взросление девочки, которая ведет личный дневник. Рассказывает подросткам в том числе о том, что у них может быть личное пространство.
«Поиск звука» Нина Дашевская
Акцент на внутреннем состоянии подростка.
«Королевишны #3колбаски» Клементина Бове
Тема буллинга для младших подростков, осознание, что критика со стороны не всегда важна.
«Радио Попова» Анья Портин
Про детское одиночество, ситуация, когда ребёнку не с кем обсудить свою проблему.
Как работать с книгами:
- С малышами – в форме игры, просим изобразить эмоции героев и изображаем вместе с ними;
- С подростками – важно, чтобы они сами выбирали книги, предложить им широкий выбор. Поговорить о том, что все люди разные и испытывают разные эмоции в похожих ситуациях.
Ребенок не должен испытывать стыд за свои эмоции. Важно разговаривать, а не ругать.