Это город, куда в поисках богатства и славы приезжали самые предприимчивые люди. Отсюда отправлялись осваивать Сибирь русские научные экспедиции. Здесь же были места самой суровой ссылки. Иркутск — город, где переплелись культуры, народы и языки, на гербе изображён зверь, которого нет в природе, а жители называют себя сибиряками.
Книга Алины Дальской «Иркутск. Город сам по себе» (издательство «Настя и Никита») издана в партнерстве с иркутским книжным магазином «Кукуля» и командой праздника чтения «День Ч» при поддержке Иркутской нефтяной компании. Книга доступна для чтения по ссылке. Вы можете придерживаться предложенного нами плана и/ или дополнить его своими идеями и задумками.
Сценарий разработан Анной Масленниковой и Марией Бызовой.
Игра-ожидание
До начала встречи предложите ребятам пораскрашивать раскраски, нарисовать портреты известных иркутян и устроить «Иркутскую галерею».
Материалы можно скачать здесь.
Также можно посмотреть познавательный мультфильм «Мульти-Россия», посвященный Иркутской области. Он доступен по ссылке.
Знакомство
Для знакомства сядьте или встаньте в круг. Предложите ребятам назвать:
– Имя + любимое место в Иркутске;
– Имя + город, в котором мечтаешь побывать.
Если участников не очень много, можно усложнить задачу по принципу «Снежного кома» (когда участник сначала повторяет всё то, что было сказано до него) или ввести в игру мяч (участник представляется и бросает мяч другому – и так до тех пор, пока мяч не побывает в руках у каждого).
Чтение и обсуждение
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с Иркутском. Вы знаете, что иркутяне называют свой город «серединой Земли»? Правда ли это? Давайте проверим.
Находим Иркутск на карте или глобусе, измеряем расстояние от города до разных океанов.
Читаем фрагмент-вступление, стр. 2-3.
Ведущий: Как рождаются города? Кто их основывает? А как у городов появляются имена – названия?
Обсуждаем версии ребят.
Читаем фрагмент «Иркутский острог», стр. 4.
Ведущий: У каждого ребенка есть свидетельство о рождении. У города тоже есть свой особый документ. Это герб. Вы знаете, кто изображен на гербе Иркутска? А кто это – бабр? Это вымышленный зверь или настоящий?
Рассматриваем иллюстрацию с гербом.
Читаем фрагмент «Бабр, таинственный зверь», стр. 6.
Ведущий: Каждый город чем-то знаменит, чем-то гордится. Знаете ли вы известных иркутян? А необычные места, здания в городе?
Слушаем версии ребят. Продолжаем чтение. В зависимости от аудитории, можно рассказать и прочесть разные фрагменты на выбор.
Вариант 1.
Ведущий: Иркутск известен своими путешественниками – здесь даже находилось свое Адмиралтейство! А еще именно из Иркутска начинал свои географические экспедиции «Русский Колумб» Григорий Шелихов.
Читаем фрагмент «Русский Колумб», стр. 10-11.
Можно следить за перемещениями Шелихова по карте или глобусу.
Вариант 2.
Ведущий: Иркутск известен тем, что здесь жили многие декабристы, отправленные в ссылку в Сибирь. Вы бывали в музее Волконских? А Трубецких? Что вы знаете о декабристах?
Читаем фрагмент «Декабристы, ссылка», стр. 12-14.
Вариант 3.
Ведущий: А еще в Иркутске есть сокровища, которые все безуспешно ищут не один десяток лет. Это – золото Колчака.
Читаем фрагмент «Колчак и легенда о золоте», стр. 19-20.
Ведущий: Какой Иркутск сейчас? Что интересного в нем происходит? А каким он будет дальше?
Обсуждаем.
Читаем фрагмент «Из прошлого в будущее», стр. 22-24.
Игра
Ведущий: Мы с вами узнали много нового об Иркутске, его прошлом и настоящем. Проверим, насколько внимательно вы слушали, что запомнили.
Предлагаем поиграть в игру «Иркутский крокодил». Участники тянут карточки со словами (места или имена, связанные с городом). Задача – объяснить своими словами или пантомимой то, что написано. Тот, кто угадал первым, объясняет слово со следующей карточки.
Материалы для игры здесь.
Творчество
Садимся за столы, переходим к творческой части встречи.
Вариант 1. Делаем книжки-малышки про Иркутск:
– Мои любимые места в городе.
– Иркутск будущего.
Вариант 2. Придумываем свои города (можно в командах):
– Рисуем карту города / делаем макет из бумаги, кубиков, конструктора.
– Придумываем название, герб.
– Населяем город жителями (как они выглядят, чем занимаются).
Вариант 3. Превращаемся в «Русских Колумбов»:
– Делаем кораблики из бумаги, придумываем названия.
– Рисуем карту путешествия (куда и зачем отправимся в экспедицию).
Вариант 4. Устраиваем бал, как декабристы.
– В Иркутске множество солнечных дней, летом бывает жарко – мастерим веера.
– Создаем альбомы – пишем другу другу стихи, пожелания, оставляем рисунки на память.
– Читаем вслух любимые стихи. Слушаем музыку XIX века.
Дополнительные материалы для творческого задания здесь.
Чаепитие
В завершение встречи (по желанию / возможности) можно устроить тематическое чаепитие.
Вариант 1. С печеньем «Соломка» (это – бревна Иркутского острога).
Вариант 2. С печеньем «Зоопарк» (можно напомнить историю бабра, есть печенье и придумывать новых фантастических животных: Тигр + Черепашка = Черепигр, Рыбка + Заяц = Рыбкаяц, Кошка + Сова = Сошка)
Фото
Во время и/или после занятия сделайте фото на память. Мы будем рады, если вы отправите их нам (по адресу prazdnikchtenia@gmail.com) вместе с отзывами о мероприятии, вашими идеями и предложениями. Если вы будете рассказывать о проведенном событии в соцсети ВКонтакте, отметьте, пожалуйста, наши страницы: https://vk.com/prazdnikchtenia («День Ч») и https://vk.com/nastyainikita («Настя и Никита»)