Как организовать детский книжный клуб

Как обсуждать прочитанное с детьми, в чем роль модератора и какие возрастные особенности нужно учитывать? Ирина Абдулова, педагог-библиотекарь ОК «Точка будущего» (г. Иркутск), делится своим опытом организации книжных клубов. Ниже – краткий конспект лекции и видеозапись лекции.

Ожидания от книжного клуба

  • Встреча с новыми интересными людьми;
  • Общение в приятной компании;
  • Доброжелательная атмосфера.

Поэтому в книжном клубе не должно быть критики, но должна присутствовать мягкая модерация. Модератор не выходит на первый план, в процессе участники могут даже забыть о нем.

Лишние ожидания, которые взрослые вкладывают в понятие «книжный клуб»:

  • Ребёнка отправляют участвовать в книжном клубе, чтобы он стал умнее;
  • Образовательные результаты.

Повышение культурного уровня может быть вторичным результатом книжных встреч, но не должно ставиться во главу угла.

Возраст участников

  • Малыши, дошкольники, первоклассники. Взрослый читает книгу вслух, чтение дополняется играми и творчеством. Детям не нужно предварительно готовиться к встрече. Цель: ввести детей в книжную культуру.
  • 7-10 лет. Ребята уже умеют читать, но не все еще могут осилить больше объемы текста, читать произведение самостоятельно и заранее все еще может быть сложно. Игры, творчество дополняем первыми критическими рассуждениями о книгах, высказыванием собственного мнения. Цель: выращиваем критически мыслящего читателя.
  • Подростки. Разговор детей и взрослого (модератора) на равных. Важность выбора темы книги, чтобы была заинтересованность, нужно попасть в актуальное для подростка. Необходимость модерации, поддержания доброжелательности, так как подростки могут быть как категоричными, так и очень робкими в высказываниях.

Некоторые техники и приемы

  • Медленное чтение – чтение вслух и разбор, разъяснение непонятных слов и выражений;
  • Чтение по ролям – оживляет участников, повышает вовлеченность, способ потренировать технику чтения для тех, кому это необходимо;
  • Погружение в книгу – пояснение реалий, в которых была написана книга, чем отличается мир, в котором живут герои, от современного;
  • Нахождение параллелей – с другими произведениями и собственной жизнью;
  • Провокационные вопросы – почему герой поступил именно так, что было бы, если бы он повел себя иначе, что на его месте сделал бы я сам;
  • Читательский дневник – навык ведения записей, структурирование чтения, формирование гордости за себя (сразу видно, сколько я всего прочитал);
  • Совместный выбор книги, но у модератора есть несколько вариантов, которые он предлагает ребятам на следующую встречу;
  • Чаепитие – сближающий элемент, здорово, когда можно попробовать блюда, упомянутые в книге.

Онлайн поддержка между встречами

Чат в соцсетях, продолжение общения вне рамок встречи, возможность высказаться для более стеснительных участников.