Какие темы отсутствуют или запрещаются в детской литературе, а что превращается в мнимое табу и служит поводом для бурных обсуждений? Рассказывает заведующая Лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук Екатерина Асонова.
![](https://prazdnikchtenia.ru/wp-content/uploads/2023/03/Асонова-1-1.png)
Краткий конспект лекции
Взрослые воспринимают детство как волшебный период, для детей же он таковым не является.
Для них детство – это сложный период взросления. С некоторыми проблемами, с которыми ребенок сталкивается на протяжении своего взросления, ему может помочь детская литература.
Многие темы в детской литературе вызывают противоречивые реакции взрослых.
Это говорит о том, что детская литература развивается. Без конфликта невозможно написать художественное произведение, без него также невозможно любое развитие.
В этой лекции речь идет о «запретных темах в литературе». В отличие от табу, о которых общество вообще не готово говорить, на «запретные темы» ведутся активные дискуссии.
Запретные темы:
- Естественные физические проявления
В детской литературе тема фекалий часто поднимается не с художественной задачей, а с целью помочь взрослому и ребенку договориться, например, о гигиенических процедурах.
Книги помогают говорить с детьми о том, о чем не принято говорить вслух, спокойно и нейтрально (например, «Все делают это» А. Беловой, – о газах в организме человека). Способствуют преодолению страха и неприязни, принятию мира во всем многообразии (например, книги о паразитах).
- Тема смерти, потери
Книга помогает рассказать о том, с чем всем неизбежно приходится столкнуться, бережно (например, «А дедушка в костюме?» А. Фрид, «Самые добрые в мире» У. Нильсон).
В советской традиции воспитания не казалось недопустимым чтение детьми взрослых книг смерти («Гуттаперчевый мальчик», Д.В. Григорович). В дальнейшем взрослые, помня свой детский опыт чтения таких книг, пытаются оградить своих детей от темы смерти в литературе. Но взгляд детской литературы на смерть меняется. По этим изменениям можно проследить, как меняется отношение к смерти в обществе. Все чаще встречается отношение к смерти как к неизбежной части жизни.
- Проживание травмы
Подростковые книги о детях, столкнувшихся с чем-то травмирующим, помогают понять, как поддержать подростка в непростой ситуации, и каково это – быть таким подростком («Голос» Д. Доцук, «Доклад о медузах» А. Бенджамин).
- Телесность
Книги, посвященные этой теме, помогают внимательно относиться к своему телу и уметь говорить о нем. Для подростка важно увидеть в книге то, что он чувствовал, но не знал, как назвать.
Говорить о подростках, не упоминая тему телесности, невозможно. Она встречалась и в литературе советского периода («Тимур и его команда» А. Гайдар), но все чаще она становится центральной темой в современных произведениях.
Сейчас мы находимся в стадии выработки языка, которым можно говорить на сложные темы.
Книги на перечисленные темы создаются не ради провокации, а для помощи. То, что они появляются, доказывает, что люди готовы не вытеснять сложные темы из сознания, а почитать и подумать о них.