Что такое смысловое чтение? Как сделать так, чтобы ребенок понимал прочитанное? Чем может помочь взрослый (родитель, педагог, библиотекарь)? Рассказывает Елена Романичева, ведущий научный сотрудник Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ, кандидат педагогических наук.
Краткий конспект лекции
Взрослые хотят, чтобы ребенок читал. А почему мы хотим этого? Чтение – только одна из культурных практик на ряду с огромным количеством других, особенно в наши дни, с учетом развития технологий. Взрослые могут показать ребенку, что чтение – один из приятных способов времяпровождения. И помочь овладеть способами понимать прочитанное. Однако это не гарантирует, что ребенок полюбит чтение.
Создание читательской инфраструктуры. Какие условия мотивируют читать?
- Время на чтение.
- Личное пространство для чтения (чтение – интимный процесс, иногда вопросы взрослых о том, что и как ребенок читает, только мешают.
- Читательская среда (книжные магазины, фестивали, встречи, где чтение поддерживается и поощряется).
Проблемы в чтении у школьников проистекают из дошкольного возраста.
Чтобы ребенок начал читать, ему нужно пройти несколько этапов, ни один из которых нельзя перескочить либо ускорить. У всех прохождение этих этапов происходит с разной скоростью.
Чтобы перейти к самостоятельному чтению, ребенку нужно сначала овладеть техникой чтения (сложнейшая операция соотношения буквы и звука).
Далее задача взрослых – предоставить доступ к разнообразной литературе.
Проблемы могут возникать по следующим причинам:
- принуждение («не прочтешь 10 страниц, не пойдешь играть в компьютер») не работает;
- перескакивание с этапа на этап, искусственное ускорение, потому что другие дети уже освоили тот или иной навык;
- дисбаланс между техническим и смысловым пониманием текста, который часто формируется в начальной школе.
Что означает понимание текста?
Если ребенок понимает текст, то он может перевести его в любую другую доступную ему форму (устного рассказа, рисунка, танца и др.)
Этапы понимания:
1. Наивный читательский реализм (ребенок проникается текстом и относится к его героям как к самому себе).
2. Понимание, что текст воссоздает реальность, а не отражает ее.
3. Понимание, что реальность текста создается кем-то, существует автор.
Чтение – процесс, с одной стороны, приватный, а с другой – социальный.
Для ребенка может быть важным совместное чтение, обсуждение, а может быть необходимо оставаться с книгой один на один. Ребенок должен иметь возможность спрашивать значение незнакомых слов, так обогащается словарный запас. Имеет право не обсуждать и не пересказывать текст, если не хочет. Так формируется читательская самостоятельность, которой вредит чрезмерный контроль со стороны взрослого. Имеет право на собственное понимание текста, его интерпретацию, а не принятие чужого восприятия.
Как помочь ребенку разобраться в тексте?
Ему нужны опоры.
Существует стратегия выделения в тексте пяти ключевых элементов:
1. Герои;
2. Время и место действия;
3. Сюжетная линия;
4. Проблема, с которой столкнулись герои;
5. Решение проблемы.