Всему миру известна созданная Владимиром Шуховым Шаболовская башня. Но немногие знают, что именно он придумал, как получить из нефти бензин, и считается основателем российской нефтяной промышленности. Давайте узнаем о невероятном инженере и архитекторе, изобретениями которого мы пользуемся каждый день. А поможет нам в этом книга Натальи Ключарёвой.
Сценарий разработан Марией Бызовой, Анной Масленниковой, а также участниками II Фестиваля детских библиотек Приангарья «Новый формат детской библиотеки» (событие прошло в партнерстве с командой праздника чтения «День Ч» в октябре 2023 года).
Игра-ожидание
В ожидании начала занятия можно:
- раскрашивать изобретения;
- смотреть Галилео или Смешариков о великих изобретениях человечества;
- собирать башню из конструктора.
Знакомство
Ведущий: Сегодня мы познакомимся с великим изобретателем Владимиром Шуховым, очень талантливым и интересным человеком. А какие таланты есть у вас? Какие изобретения вы хотели бы предложить человечеству? Давайте познакомимся и обсудим!
Вариант 1. «Имя + дело»
Все встают в круг. Первый участник произносит имя и называет дело, которое ему удается лучше всего (Я Маша, я хорошо рисую), второй участник повторяет имя и дело первого и называет свое (Это Маша, она хорошо рисует, а я Саша и отлично играю в футбол).
Вариант 2. «Имя + изобретение»
Первый участник произносит имя и рисует на листе бумаге первую деталь будущего изобретения. Второй называет имя и добавляет новую деталь к изображению. Что получилось в итоге? Как это можно использовать?
Чтение
Книгу можно скачать и распечатать (PDF-версия доступна по ссылке. Версия для чтения в формате PowerPoint здесь).
Объем чтения зависит от количества и возраста детей, их готовности слушать. Отдельные фрагменты можно пропустить или кратко пересказать.
Обсуждение и игра
Вариант 1. «Башня»
Делим ребят на мини-команды. Каждая строит башню из кубиков (или других материалов).
Участник добавляет кубик к башне команды, называя факт из книги. Больше фактов – выше башня.
Вариант 2. Крокодил
Вспоминаем, какие изобретения были названы в книге. А какие изобретения есть еще?
Выдаем карточки. Водящий изображает изображение пантомимой, остальные догадываются. Тот, кто ответил первым, становится новым водящим.
Вариант 3. Опыты
Все изобретения рождаются опытным путем.
Предложите ребятам провести простой опыт – например, фильтрации воды от песка.
Творчество
Садимся за столы, приступаем к творческой части встречи.
Вариант 1. Мы – инженеры
Каждая команда рисует мост будущего на ватмане, представляет свою разработку.
Вариант 2. Гиперболоид
Индивидуально или в командах собираем гиперболоид из шпажек (см. инструкцию).
Чаепитие
В завершение встречи (по желанию / возможности) можно устроить тематическое чаепитие – с «кирпичиками» из ирисок, камушками, соломкой.
Можно пригласить на чаепитие ученого, изобретателя, чтобы он рассказал детям о своем открытии, ответил на вопросы ребят.
Фото
Во время и/или после занятия сделайте фото на память. Мы будем рады, если вы отправите их нам (по адресу prazdnikchtenia@gmail.com) вместе с отзывами о мероприятии, вашими идеями и предложениями. Если вы будете рассказывать о проведенном событии в соцсети ВКонтакте, отметьте, пожалуйста, наши страницы: https://vk.com/prazdnikchtenia («День Ч») и https://vk.com/nin_izdatelstvo («Настя и Никита»)