Как работать с книгой учителю и родителю, чтобы дети читали? Кандидат филологических наук, эксперт ЕГЭ по литературе Маргарита Шиманская делится своим опытом.
Краткий конспект лекции
Жизнь в текстовой реальности для современности – это неизбежно.
Мы все постоянно что-то читаем, хотя чаще всего это не классические тексты.
Чтобы ребенок пришел к чтению классических текстов, задача педагогов и родителей – создать комфортные условия для их анализа.
В первую очередь нужно задать вопрос себе: «Зачем нам нужно, чтобы ребенок читал?» Возможно, мы хотим включить его в «культурный код», чтобы он видел неочевидные связи с литературой в других культурных явлениях и повседневности.
Как создать условия?
Быть союзником по отношению к ребенку: только так удается передать опыт и знания.
Понимать, что мы не имеем права заставлять его что-либо делать. Мы можем передать ему инструменты для чтения классических текстов, если он захочет их взять.
Искусство говорит языком знаков и символов.
Классические произведения можно понимать как буквально, так и на более глубоком уровне. У всех детей разный возраст, когда они могут понимать литературу на уровне символов.
В классике часто поднимаются тяжелые темы.
Ребенок сможет их воспринимать, выдержать этот опыт, если рядом есть поддержка взрослого. Еще один вопрос к себе: готовы ли мы быть ребенку в этом опорой? На учителе литературы лежит большая ответственность.
Зачем вообще читать про трагические темы?
Все самое лучшее, рост, взросление, происходит с человеком через боль. Не испытывая боли, нельзя стать взрослее. Через преодоление мы растем духовно.