Что мешает ребенку полюбить чтение

Лектор: Римма Раппопорт – учительница русского языка и литературы, педагог образовательного центра «Сириус», автор книги «Читай не хочу» (Санкт-Петербург)

Что делать, если ребенок не хочет дружить с литературой, ненавидит сочинения и приносит домой низкие отметки? Как привить любовь к чтению без насилия над личностью? Зачем нужен шелест бумажных страниц тем, кто родился в XXI веке?

Краткий конспект лекции

Зачем ребенку читать?

  • Чтение художественной литературы развивает эмпатию, критическое мышление, эмоциональный интеллект.
  • Но самое главное – это удовольствие. Если ребенок читает не для удовольствия, а для других целей, ничто из вышеперечисленного не формируется. Мозг через «не хочу» не развивается.

Какие ошибки допускают взрослые?

  • Пытаются подогнать реального ребенка под образ в голове (например, «ребенок должен любить читать классику»);
  • Сравнивают с другими детьми;
  • Выключаются из процесса детского чтения, как только ребенок научился читать сам (книга становится способом занять ребенка чем-то полезным, когда взрослым не до него);
  • Не обращают внимания на то, что интересно самому ребенку, считают важным только то, что «должно быть интересно», по их мнению.

Лучшие друзья чтения – это?

  • Положительные эмоции;
  • Интересы ребенка (не хочет дочитывать какую-либо книгу – отложить, хочет читать одну и ту же 300 раз – разрешать);
  • Свобода выбора (ребенок может обсуждать книги с консультантом в магазине, создавать свое книжное пространство дома, в котором будут именно его книги);
  • Ритуал (например, чтение перед сном: для малыша ритуал – это «посредник» в контакте с родителями, не так важна сама книга, как общение со взрослым через нее).

Что помогает заинтересовать ребенка чтением?

  • Среда (мероприятия, книжные клубы, книжные магазины);
  • Горизонтальное воздействие (друг посоветовал ребенку «глупую» книгу), которое бывает гораздо эффективнее вертикального (взрослый заставил прочитать «умную»);
  • Эффект поезда («цепляем» к уже существующему интересу ребенка, либо к книге, которая ему уже понравилась, что-то для него новое, но связанное с изначально любимой темой).
  • Диалог (обсуждаем прочитанное, задаем хорошие вопросы: не «Что хотел сказать автор?» или «Сколько страниц сегодня?», а «Кто из героев тебе близок?», «Как думаешь, что случилось потом?»).