Занятие по книге «Млечный путь. Наш звездный город»

Наша галактика — это огромное скопление планет, звёзд, газа и пыли, сформированное силой гравитации. Как она устроена? В какой её части расположена наша родная Солнечная система? Какие галактики находятся по соседству? Добро пожаловать в путешествие по загадочному и огромному звёздному городу, имя которому Млечный Путь! 

Книга Степана Кайманова «Млечный путь. Наш звездный город» (издательство «Настя и Никита») доступна для чтения по ссылке. Вы можете придерживаться предложенного нами плана и/ или дополнить его своими идеями и задумками.

Сценарий разработан Анной Масленниковой и Марией Бызовой.

Игра-ожидание

В ожидании занятия предложите ребятам космические раскраски (скачайте их по ссылке), сделайте выставку.
Можно также посмотреть мультфильм «Смешарики» о космосе и звездах. Он доступен по ссылке.

Знакомство

Ведущий: «Сегодня нам предстоит увлекательное, но непростое космическое путешествие. Давайте убедимся, что наша команда к нему готова, и познакомимся друг с другом поближе».
В качестве разминки можно провести «зарядку космонавта» (показать «ласточку», дотронуться пальцем до кончика носа с закрытыми глазами, схватить себя правой рукой за нос, левой – за правое ухо, а затем поменять руки и пр.).

Вариант 1. «Имя + жест»
Все встают в круг. Первый участник произносит имя и делает какое-либо движение (Я Аня, я умею делать так (приседает)). Остальные участники хором повторяют имя и делают такое же движение. Второй участник продолжает: Я Маша, я умею делать так (прыгает на одной ноге). Все повторяют имя и движение.

Вариант 2. «Созвездия»
Игра подойдет, если участников не очень много. Ведущий говорит, что все участники – звезды, и нам предстоит составить новые созвездия. Все хаотично двигаются по помещению в тишине.
Ведущий произносит: «Созвездия по два». Ребята разбиваются на пары, знакомятся, находят что-то общее и придумывают название своему созвездию (например, созвездие любителей кошек / созвездие мечтателей / созвездие музыкантов).
Далее созвездия распадаются, ребята продолжают движение. Ведущий называет новую цифру. Заключительная задача – создать созвездие из всех участников и подвести к тому, чтобы назвать его созвездием книголюбов. 

Чтение

Книгу можно скачать и распечатать (PDF-версия доступна по ссылке. Версия для чтения в формате PowerPoint здесь).
Объем чтения зависит от количества и возраста детей, их готовности слушать. Для вашего удобства мы указали фрагменты для чтения. Остальное можно пропустить или кратко пересказать.

Показываем книгу (бумажную или PDF на экране).
Читаем вступление, стр. 3.
Читаем стр. 4, абзац 1
Ведущий: Почему Млечный путь так называется? Какие у вас предположения?

Выслушиваем версии ребят.
Продолжаем чтение (до стр. 8. Можно частично пересказывать).

Ведущий: Как увидеть Млечный путь? Кто из вас наблюдал за звездами? Смотрел в телескоп?
Можно показать онлайн-ресурс для наблюдения за звездами: https://cosmos-online.ru/stars-sky-online

Возвращаемся к чтению.
Читаем стр. 16-17.

Можно сделать паузу и спросить у ребят, почему зона обитаемости называется зоной Златовласки, какие есть версии?

Ведущий: Как вы думаете, живет ли в нашей галактике кто-то еще, кроме землян? Где они? Почему не выходят на связь?
Читаем стр. 21-22, 23

Обсуждение и игра

Ведущий: Проверим, насколько внимательными и наблюдательными вы были во время нашего космического путешествия, что запомнили, что узнали… Поиграем в «Правду или ложь».
Помещение делится на две зоны, в одной – табличка «Правда», в другой – «Ложь» (можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/i7MLbxdCClNAdw). Ведущий зачитывает факты (из тех, что были в книге) и дает 5-10 секунд на раздумье. Ребята встают в нужную, по их мнению, часть зала. Проверяем ответ.
Факты:
1. Слово «галактика» греческого происхождения и переводится как «кефир» (ложь).
2. Млечный Путь – совсем молодая галактика. Она появилась на свет пару миллионов лет назад (ложь).
3. У нашей галактики несколько рукавов: Лебедя, Ориона, Персея, Стрельца и Центавра (правда).
4. Зону обитаемости еще называют Зоной Золотого Локона (ложь).
5. Заметку «Планеты заселены живыми существами» написал в 1933 году известный русский ученый Константин Циолковский (правда).

Творчество

Садимся за столы, приступаем к творческой части встречи.

Вариант 1. Улица Солнечная
Предлагаем ребятам нарисовать улицу Солнечную и расставить на ней в правильном порядке дома-планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

В качестве подсказки можно использовать одно из стихотворений:
Мы Ведь Знаем: Мама Юли
Села Утром На Пилюли

Маша Веником Землю Мела,
а Юра Сидел У Норы Паука

Между Волками Зайчишка Метался,
Юркнул, Споткнулся, Упал, Не Поднялся


Вариант 2. Моя галактика
На темном картоне светлыми красками рисуем (можно разбрызгивать краску) разные галактики: Млечный Путь, Магеллановы Облака, Галактика Треугольника.
Можно предложить ребятам нарисовать еще не открытую галактику. Какого она будет вида? Как ее можно будет назвать?

Вариант 3. К встрече готовы!
Разбиваемся на команды и готовимся к встрече с инопланетянами. Что вы хотели бы рассказать им о планете Земля (ребята оформляют идеи на листе ватмана)?
Как при встрече показать гуманоидам жестами «Я тебе рад» , «Давай дружить»  (составляем словарик слов и жестов для межпланетных переговоров).

Чаепитие

В завершение встречи (по желанию / возможности) можно устроить тематическое чаепитие с печеньем «Звездочки», конфетами «Пилот», «Космическая Одиссея», «Космические», батончиками MilkyWay или другими сладостями с космическими названиями. Можно купить еду в тюбиках.